Устанавливаем отопление

Опубликовано в Дом

«Транспорт» для тепла

Первый вопрос: какой теплогенератор лучше? Он решается просто. Если есть природный газ, тогда газовый отопительный котёл, если нет газа, – значит, нагрев воздуха электрическими конвекторами и инфракрасными обогревателями. Ничего нет – солнечные коллекторы, солнечные батареи и т. д.

Второй вопрос: какую систему для транспортировки тепла следует использовать? Специалисты не могут прийти к единому мнению по вопросу, какой вид отопления в доме лучше – водяной или воздушный.

Как сэкономить на комплексе «отопление – вентиляция»?

Один из вариантов – установить приточно-вытяжную установку с рекуперацией тепла и влажности, развести по дому систему подающих и вытяжных воздуховодов. По вытяжным воздуховодам «отработанный» воздух возвращается в рекуператор, подогревает приточный воздух и выбрасывается в атмосферу. Поступающий воздух очищается, подогревается до температуры, которая позволяет компенсировать теплопотери здания. Полная сменяемость воздуха происходит за час – полтора, а при необходимости и быстрее. Фактически это так называемая прямоточная система. Эта схема широко используется в странах Западной Европы для отопления жилищ. В России её применяют в общественных зданиях, где требуется высокая кратность воздухообмена. Но для жилых домов это разорительно, поскольку климат в России существенно более холодный, чем в Западной Европе и Америке.

Можно поступить и по-другому. По системе возвратных воздуховодов внутренний воздух дома транспортировать в центр обработки воздуха. Там при необходимости его можно либо подогреть, либо охладить, а затем подмешать в него нужное количество очищенного от пыли и других загрязнителей свежего воздуха, если требуется, увлажнить или подсушить его, и уже такой подготовленный «коктейль» подавать обратно в дом по системе подающих воздуховодов. В отличие от прямоточной системы, где весь воздух свежий, в такой системе его подмешивается всего 10–15%, а остальной берётся из самого дома. Кратность прохода воздуха через центр обработки 2,5–3,5 раза в час. Такой способ обработки воздуха является стандартом в Северной Америке. Причём, приточно-вытяжной воздух системы вентиляции предварительно проходит через рекуператор. Кстати, за час подмес свежего воздуха по стандартам США и Канады составляет только 30%. Такого количества свежего воздуха достаточно для комфортного проживания людей в частном доме. Именно за подобного рода централизованной обработкой воздуха и закрепился сейчас в обиходе термин «воздушное отопление». В СНиП 41–01–2003 «Отопление, вентиляция, кондиционирование» это называется «кондиционированием воздуха».

Полувековой опыт эксплуатации таких систем доказал, что этот способ применим к любым климатическим условиям и позволяет в 1,5 раза экономить энергоресурсы по сравнению с конвекционными системами, да и по сравнению с прямоточными системами он более экономичен.

Произведено и используется в России

Системы «воздушного отопления» существуют сейчас не только за рубежом. В 2009 году в Москве была разработана первая российская система воздушного отопления «АНТАРЕС Комфорт». Разработчики использовали в ней всё лучшее, что есть в импортных системах, и внесли изменения, которые позволили улучшить потребительские качества и учесть российскую специфику. На систему «АНТАРЕС Комфорт» получен патент на изобретение № 2439439, а на воздухонагреватель с аналогичным названием – патент на полезную модель № 97482. Оборудование «АНТАРЕС Комфорт» сертифицировано ГОСТ Р № POCCИЯ.AB68.B03120.

С 2010 года налажено серийное производство центральных блоков климатической системы «АНТАРЕС Комфорт» и она активно устанавливается в российских домах. В частности, она отлично показала себя в зданиях, построенных по каркасной технологии. Сейчас ЗАО «АНТАРЕС Комфорт» является партнёром строительной компании «Эко – дом», которая в своей деятельности использует самые передовые современные технологии, удачно зарекомендовавшие себя на практике. Так что теперь настоящий каркасный канадский дом можно заказать и с воздушным отоплением при стоимости ниже традиционно применяемых систем.

Эксперт: Сергей Егоров, технический директор компании «АНТАРЕС Комфорт».

Тепловая транспортная система, как правило, не зависит от генератора тепла. Ей без разницы, каков тип теплогенератора используется – газовый котёл, дизельный или дровяной, солнечный коллектор или тепловой насос. Разница только в температуре теплоносителя, который выдаёт теплогенератор. Если теплогенератор выдаёт температуру +35°C, то площадь теплообменника для нагрева воздуха должна быть большой, следовательно, транспорт – это тёплые полы. Если температура теплоносителя более +50°C, то транспортом может служить система водяных труб и радиаторов, система тёплых полов, или система воздушного отопления. Конечно, есть воздухонагреватели, которые не имеют промежуточного теплоносителя. Топливо сгорает в теплообменнике, который обдувается потоком воздуха. Кроме того, есть тепловые насосы «воздух – воздух». В этом случае воздушному отоплению, как транспортной системе, альтернативы нет.

Почему «воздушное» отопление экономичнее, чем отопление с естественной циркуляцией воздуха?

  1. Централизация обработки воздуха позволяет существенно сократить приток свежего воздуха за счёт выравнивания качества воздуха во всём доме. Не важно, где в какой момент находятся обитатели дома, качество воздуха в доме будет одинаковым. А это в свою очередь снижает затраты на увлажнение приточного воздуха. Окна и форточки открываются только для того, чтобы их помыть, а не для проветривания.
  2. Температура во всём доме практически не отличается. Нет холодных полов и горячих потолков, что характерно для систем радиаторного отопления.
  3. Принудительная циркуляция позволяет создать в доме постоянное движение воздуха, а это создаёт больший комфорт.
  4. Отсутствие застойных зон не позволяет развиться различным грибкам и плесени.
  5. Скорость движения воздуха настолько мала, что не ощущается как сквозняк. Исключение составляет зона непосредственно перед подающей решёткой.

Связанные статьи